На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Белка Алтайская
    Чушь! Пушкин давно и старательно сам нарывался на очень плохой конец. Меньше надо было гулять по чужим женам и писать...За спиной убийцы ...
  • Александр Чайников
    Я в служил 1991-1993 годы, уже на 2 года призывали, и форма была в порядке. И клапан на брюках, и бушлаты были.Почему на флотски...
  • Александр Чайников
    У них уже есть такая одежда. Ночная. Как раз с клапаном на заднице.Почему на флотски...

Антон Салакаев, «Волга-Волга»: «Мы не тупая кавер-группа, которая катается по корпоративам»

Лидер популярной казанской команды ностальгирует по рок-временам и уверен, что третья столица России все еще «плавает» в музыкальном плане

 

Группа «Волга-Волга» без малого два десятка лет хорошо знакома зрителям и слушателям в столице Татарстана, без их «Иры» и знаменитых каверов обходится редкое городское мероприятие. Накануне выхода нового альбома лидер команды Антон Салакаев в откровенном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, почему «Алисе» в 80-е было легче, чем «Зверям» в 90-е, как татарскую эстраду испортили самоиграйки, а также почему он и его друзья так и не стали московскими суперзвездами.

«ПОЕЗДКА В КРЫМ НЕ СВЯЗАНА С ПОЛИТИЧЕСКИМ МОМЕНТОМ»

 

— Антон, в гастрольном графике вашего коллектива есть такие города, как Симферополь и Севастополь. Крым наш?

 

— Сразу скажу, что не делал никаких попыток связаться с этими городами самостоятельно. Да, были мысли, но до конца я для себя не понимал, как же там на самом деле все происходит. Звонок из Симферополя был для меня полной неожиданностью. Представитель концертного агентства сообщил, что сейчас в Крыму очень плотно занимаются различного рода культурно-массовыми мероприятиями, и пригласил нас выступить у себя. Полуостров начинает жить полноценной жизнью. А я для себя никакой политики в этом вопросе не вижу. Мы стараемся быть аполитичными, хотя, безусловно, за весь период творчества неоднократно участвовали в политических акциях. Но я никогда не соглашусь участвовать в политической акции, если не разделяю основного посыла такого мероприятия.

Поездка в Крым не связана с политическим моментом, нам просто пришло приглашение о выступлении. В первую очередь это расширение географии. Я убежден, что музыкант — человек публичный, выступающий, как правило, для большой публики, он всегда несет ответственность за то, что говорит со сцены, даже если это не связано с политикой. Зрители смотрят на нас с доверием, и очень не хотелось бы в этом смысле кого-то обманывать. Потому если мы участвуем в политических или околополитических акциях, то стараемся не прибегать, к примеру, к лозунгам. Мы просто выходим на сцену и дарим свое творчество, занимаемся тем, чем и должны заниматься музыканты.

 

Хотя, конечно, не могу сказать, что для нас это рядовые выступления — есть особое, трепетное состояние внутри.

 

— У группы «Волга-Волга» сейчас довольно плотный гастрольный график...

 

— Действительно, сейчас у нас все очень плотно. В начале весны мы были в Новосибирске и Кемерово, где дали три концерта в рамках тура, который начался у нас 6 марта. Тур в поддержку нового альбома «#виаволгаволга #гениальноипросто» продлится до конца этой весны. Правда, на этот раз мы немного сменили «сценарий». Дело в том, что раньше тур для нас заключался в долгих разъездах по всей России, а сейчас, много лет покатавшись по городам, я понял, что его нужно планировать иначе.

 

В первую очередь это связано с желанием максимально отдавать свою энергию тем городам, в которых мы выступаем. Плюс, как ни крути, дома с близкими людьми отдыхать гораздо лучше и приятнее. Поэтому тур выстроен таким образом, что с четверга по воскресенье мы находимся на гастролях, а с понедельника по среду мы возвращаемся домой и три дня набираемся сил. Поэтому, с одной стороны, это вроде бы и тур, но в то же время мы приезжаем с новыми силами, даем два-четыре концерта, а потом три дня отдыхаем. Кроме того, это дает возможность отдыхать и параллельно заниматься другими делами — записью альбома, к примеру. Поэтому тур у нас сейчас в самом разгаре, например, недавно вернулись из Санкт-Петербурга.

 

— Действующий тур, как вы сказали, приурочен к выходу нового альбома. Расскажите немного о нем.

 

— Мы выпускаем новый кавер-альбом. Вообще, стараемся чередовать — выпуск альбома с авторскими треками и кавер-версиями. Новый альбом — четвертый кавер-альбом и восьмой в нашей дискографии. У него очень интересное название, в какой-то мере это дань моде — веку интернет-технологий. Кроме того, у него очень интересное оформление: Эйнштейн делает селфи на фоне фотографии нашей группы.

 

По факту группа «Волга-Волга» — это добрый стеб, и этот альбом — стеб над собой, китч в максимальном проявлении. Поэтому альбом очень веселый, очень смешной, там есть совершенно неожиданные кавер-версии песен различных эпох. Мы себя считаем гениальными, хотя в музыке у нас все просто. Вообще, кавер-альбом для нас — некое баловство, которое нравится большему количеству публики.

 

На диске будет 14 песен. На самом деле работа над альбомом еще идет, в этом и уникальность нашего тура. Первую половину тура мы ездим без альбома, презентуя живую программу с этими песнями и активно работая над ним здесь, в Казани. А уже с середины апреля мы будет кататься с огромными пакетами дисков, которые мы ни в коем случае не продаем, а раздариваем всем пришедшим на концерт. Как минимум каждый второй человек получает на концерте свой диск.

 

— То есть коммерческой составляющей в выходе альбома нет?

 

— Ни в коем случае! Когда мы начали заниматься всей «мерчевской» продукцией — печатать футболки, брелки, кружки, я понял, что у меня рука не поднимется все это продавать — только дарить. Не вижу смысла запускать все это на коммерческую основу. Мы понимаем, что стадионов не собираем, соответственно, и выхлоп от коммерческих операций небольшой, проще дарить.

 

— При этом о вас говорят как о единственной казанской группе, возможно, кроме «Мураками», которая реально зарабатывает деньги музыкой.

 

— В большей степени это всего лишь разговоры и обусловлены они тем, что мы достаточно часто принимаем участие во многих концертах, фестивалях и так далее. Мы не стоим на одном месте, любой концерт – это огромная польза для коллектива. В этом и есть смысл шоу-бизнеса. Соответственно, чем больше мы «светимся» на таких мероприятиях, тем больше создаем такое впечатление. 

 

Все ребята, играющие в группе «Волга-Волга», — это музыканты с большой буквы, и поэтому кроме «Волги» у каждого есть занятие, связанное с музыкой, которое и приносит основной доход. ВИА «Волга-Волга» — успешный проект, но не настолько, чтобы не заниматься больше ничем. Кто-то работет в оркестре, в музыкальной студии, с детьми, ремонтирует музыкальные инструменты, занимается продюсерской деятельностью и организацией праздников. У нас все взаимосвязано — деятельность «Волги» и другие проекты. Мы рады, что нас хватает на все, так интереснее жить!

 

«НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ПЕРВОЙ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ»

 

— О «Волге-Волге» в последние годы в основном говорят как о группе, исполняющей чужие песни. А сами как считаете: зрителям интереснее ваши кавер-версии или авторские композиции?

 

— Я, пожалуй, не соглашусь с таким определением. Последние два года мы очень много уделяли времени для записи авторского альбома «7 гномов», который был тепло принят слушателями.

 

На самом деле в гастрольных турах слушателям интереснее авторские песни, что, разумеется, не может не радовать. Как правило, кавер-программа пользуется большой популярностью на так называемых закрытых вечеринках или «заказниках». Конечно, кавер-программа тоже очень интересная, но нам самим приятнее играть авторские песни. Хотя, как только градус концерта начинает расти, публика все равно хочет слушать наши знаменитые каверы.

 

Вообще, наши поклонники всеядны. Нет таких, кто любит только кавер-версии или авторские песни, все достаточно равномерно. Единственное, чего мы не делаем, — так это то, что в одном альбоме не смешиваем авторские песни с кавер-треками.

 

— А как вообще началась история с созданием кавер-версий, главное, зачем это было нужно?

 

— Очень давно, еще до переименования группы «Н.З.» в группу «Волга-Волга», у нас уже были кавер-версии.

 

А началось все с первой президентской новогодней елки, куда нас позвали выступать. Специально для этой елки мы сделали кавер на песню «Увезу тебя я в тундру». Я убежден, что если ты считаешь себя мало-мальским музыкантом, то ты должен пройти через то, чтобы поиграть другие песни не для публики, просто для себя. Опять-таки это очень хорошо влияет на саморазвитие. Мы это чувствовали, и у нас это хорошо получалось. Но чего у нас не было, так это преследования какой-то коммерческой цели, мы просто играли для себя. А пришло все к тому, что публика осталась в диком восторге. А раз это так сильно понравилось людям, раз нам удалось поймать именно эту «жилку», то почему мы должны были ее упускать? Самое главное — не закопаться. Понимаете, кавер — это не так-то просто. Тут надо придумать красивую, а главное, оригинальную аранжировку, которая не только не испортит оригинал песни, но и освежит ее.

 

В то же время, как только ты почувствовал «позыв» к написанию своей, авторской песни, должен сразу приступить к ее созданию. Мы, начиная играть кавер-версии, только усилили работу над нашим авторским альбомом. Мы не тупая кавер-группа, которая катается по корпоративам и стрижет деньги. Конечно, исполнение чужих песен — более популярное направление, чем рок-часть нашего ансамбля, но я не считаю, что это плохо.

— Как вообще появляются каверы, как в коллективе решают, за какую из известных всем песен стоит взяться?

 

— Отвечу на этот вопрос примером кавер-версии на известную всем песню из «Титаника». В свое время подобного рода идею звучания этой песни принес в группу участник нашего коллектива Роман Кузнецов. В свою очередь, он услышал подобное исполнение на одной из казанских радиостанций. По моим ощущениям, это что-то было из КВН. Далеко не все шутки у КВН-щиков могут жить долго, в отличие от той же песни. Шутку надо все время обновлять, она должна отвечать духу времени, все время должна быть на волне. А вот та песня зашла, прижилась, ну, а дальше вы сами знаете.

 

— А как слушатели в России узнают о ваших авторских песнях?

 

— Последние три года мы очень активно размещаемся в интернете. Для нас это одна из составляющих работы. У нас есть группа «ВКонтакте», где все участники стараются вести с пользователями «живой диалог», то есть за нас не отвечает администратор, мы сами всегда стараемся выходить на диалог. И это дает свой результат.

 

Но, конечно, никто не отменял живые выступления и концертные моменты. Кроме того, мы очень дружим с КВН, со многими командами, уже третий год подряд ездим на фестиваль в Сочи. Именно дружба с КВН дает нам невероятный толчок. Приезжая в Сочи, я даже немного завидую ребятам, играющим в эту игру, — у них есть братство. Конечно, у музыкантов тоже есть свои друзья, но, попадая именно в эту семью, ты чувствуешь огромное развитие, мощный прорыв вперед.

 

«ДЛЯ МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО РОКА»

— Вернемся на много-много лет назад, к группе «Н.З.» («Нейтральная зона»), которая когда-то в наших краях была очень известна. Что это была за группа и почему вы решили изменить название?

— Я создал группу «Н.З.», когда еще учился в школе, что-то в районе восьмого-девятого класса. В те годы, наверное, всем мальчишкам хотелось быть похожими на рок-героев — начиная с The Beatles, заканчивая Виктором Цоем, «Алисой» и т.д.

Теперь о переименовании. Как правило, во всех больших, да и не очень больших музыкальных коллективах рано или поздно начинают происходить различные смены составов — кто-то уходит, кто-то приходит.  В определенный момент я почувствовал, что дух того старого, доброго, рокерского «Н.З.» стал замещаться этаким фолк- и даже цыганским звучанием.

Плюс это был тот момент, когда мы пытались найти себя в Москве, стать суперзвездами, и вот тогда кто-то из наших московских приятелей сказал, что, мол, «Н.З.» — это уже не совсем наше, с таким названием столицу не покоришь — слишком уж школьное. Я с этим согласился, согласились и ребята из группы — так было принято данное решение. Не могу сказать, что жалею об этом решении, хотя доля грусти тогда была.

— Почему «Волга-Волга»?

— Я думаю, все понимают, что «Волга-Волга» — это старый отечественный фильм, и то разудалое состояние фильма, его веселое настроение в какой-то степени передалось нам. Тем более на тот момент мы уже начали делать кавер-версии, и одни из первых каверов были на песни из советских фильмов.

Есть еще один момент, о котором я еще ни разу не рассказывал в интервью. Название «Волга-Волга» на своих плечах принесли Роман Кузнецов и Эдуард Фазульянов — люди, которые пришли в состоявшийся коллектив «Н.З.» уже позже. Параллельно с проектом «Кукукикилай», которым ребята занимались до прихода в нашу группу, они работали еще над одним проектом, которые формально называли «Волга-Волга». Но, насколько мне известно, он просуществовал не очень долго.

Для меня же знаковый состав, которые дал толчок для «Волги-Волги» — это, во-первых, те три человека, которые стояли у основ создания «Н.З.» — я, Александр Сухарев и Александр Макаров, а также присоединившиеся к нам Роман и Эдуард. Это пять человек, которые и начали знаковый переход из «Н.З.» в «Волгу-Волгу». В целом же, я считаю, что символичных составов у «Волги-Волги» было два – первый, который только что я озвучил, и второй, нынешний. В нынешний, сформировавшийся коллектив входят: я, наш гитарист и второй вокалист Сергей Татарский, тромбист и бэк-вокалист Рустем Сафаров, трубач – Артем Шутов, гитарист – Тимур Айбетов, барабанщик - Кирилл Васильев. Также хочется отметить наших кудесников звука – Эдуарада Нурмеева, отвечающего за концертный звук и бэк-вокал, и Александра Сухарева – технического директора, отвечающего за студийный звук.

— А что с «покорением Москвы», почему все же не удалось выбиться в отечественные лидеры русского рока и вы вернулись в Казань?

— Дело в том, что мы никуда не уезжали, поэтому и не возвращались. Мы всегда стояли на том, что работать можно и нужно находясь в родном городе. 

Для меня нет никаких лидеров русского рока, есть просто люди, которые оказались в нужное время в нужном месте. Многие из них очень талантливы и поэтому востребованы. Огромное количество суперталантливых музыкантов по всей стране не могут пробиться в так называемый первый эшелон, с этим и живут.

Мы же вовремя поняли, что вся возня вокруг популярности вторична, и научились создавать эту популярность сами! Я считаю, что форма, в который мы сейчас существуем, более чем идеальная.

— По истечении большого количества времени нет ли грусти от того, что ушли от русского рока. Не жалеете об этом решении?

— Прямого такого решения — все, мы будем исполнять только кавер-версии и ничего другого — не было. Просто после долгих разговоров, обсуждений и собраний в нашей группе мы пришли к тому, что хотим и перепевать чужие песни, и заниматься авторскими вещами, по возможности равномерно распределяя на это время. Однако это решение принималось, когда от исполнения каверов еще не было мощного коммерческого успеха. Не было и мыслей, что от исполнения каверов мы сможем построить себе дачи на Канарах или напокупать дорогих машин.

Другое дело, что сейчас, действительно, есть некая нотка грусти, оттого что мы в какой-то момент стали больше времени уделять перепевкам. Может быть, если это время мы уделяли бы авторским песням, ведь у нас есть очень хорошие именно авторские песни — «Ира», «С тобой» и так далее, то наш творческий путь сложился бы иначе.

Но если бы сейчас кто-нибудь спросил — вернись я сейчас в конец 90-х, изменил бы я что-то, я бы стопроцентно ответил, что нет. Скоро мы будем отмечать свое 20-летие, мы передружились и переиграли с огромным количеством музыкантов, и многим из них я не завидую. Дело в том, что большинство рок-музыкантов, особенно тех, кто появился в конце 90-х — начале нулевых, попали в продюсерскую мясорубку. Взять тех же «Зверей», мы ведь все понимаем, что ребята не такие свободные, как «Алиса» и Кинчев.

Как ни крути, а группам, которые зарождались в 80-х, было гораздо проще — не было продюсеров, из-за железного занавеса было не так уж и много музыкальной информации. В это время даже не очень хорошие коллективы могли стать успешной группой в плане зрительской поддержки. У нас же как у группы 90-х на тот момент было два пути. Первый — идти честным путем, и тогда вообще бы было непонятно, что с нами было бы сейчас. Второй — плясать под дудку продюсеров с кабальными условиями, когда твои альбомы явно диктуются кем-то сверху. Для нас это было бы очень сложно, когда нам диктовали, как надо писать свои песни, поэтому мы отказались от услуг десятков продюсеров, которые предлагали раскручивать авторские песни «Волги-Волги», но взамен — кабала.

Я считаю, что группа тогда и сейчас развивается очень хорошо — мы никуда не уезжаем, мы живем в Казани, в своем любимом городе, нам здесь очень нравится, и в туры ездить удобно. Да, мы думали о переезде в Москву, но полезнее нам было оставаться в Казани, а свои песни мы можем продвигать и через интернет. Если нам суждено «выстрелить» с авторской программой, значит, это будет, если нет, мы будем играть для души.

Хотя, когда наша группа встала на параллельную линию каверов, я этого не скрываю, мы подписали себе приговор, что как таковой рок-группой уже не станем.

«КАЗАНЬ — ОЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД, НО НЕ РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ!»

— Какие еще изменения произошли с группой за последнее время?

— Три года назад для нас произошел очередной переломный момент — от нас ушли Рома и Эдуард. И сейчас мы живем новой жизнью, со своей отдельной историей. Вообще, я считаю, что за эти три года как руководитель коллектива сделал гораздо больше работы по продвижению группы, чем за все предыдущие годы. Одна из главных вещей, которую я понял, — это то, что надо дружить с интернетом (смеется).

— Кстати, а каковы ваши отношения с казанской рок-тусовкой? Особенно с тех пор, как вы стали перепевать чужие песни и отходить от стандартов русского рока?

— Негласные конфликты с некоторыми казанскими рок-тусовщиками были. Пошли разговоры, мол, вот, «Волга-Волга» начала «попсить», выступать на корпоративах. У меня на это был четкий ответ. Возьмем музыканта, который занимается собственным творчеством. Для того чтобы ему жить, необходимо зарабатывать деньги — неважно, какие: маленькие, средние, большие... И у него есть два пути. Либо он может пойти поиграть на какой-то непонятной тусовке в подвале, а днем работать строителем, слесарем, токарем, продавцом, но при этом заниматься своим творчеством. Поверьте, кем бы он ни работал, это в любом случае мешает его развитию в творческом плане. А можно поступить иначе, открыв для себя другую линию творчества — кавер-исполнение, и в свободное от авторских мук творчества время не впахивать на работе, а быть на сцене. Для музыканта это колоссальная практика. Огромное количество казанских музыкантов выбрали именно этот путь. Вы удивитесь, насколько это известные ребята в Казани и в России, которые позиционировали или позиционируют себя до сих пор как рок-исполнители, а параллельно занимаются исполнением кавер-версий.

— Кроме того, ни для кого не секрет, что Казань не город рок-исполнителей. Выбирая между Стасом Михайловым и группой «Аукцыон», абсолютное большинство выберет первого. Почему?

— Огромное значение здесь играет менталитет. Не хочу обижать татарскую эстраду, но долгое время музыка для татарских исполнителей записывалась на самоиграйках. Объясню процесс: просто набирается ряд аккордов, а аранжировка и окраска песни делаются автоматически, то есть машина все додумывает за тебя. Откуда такое могло появиться, учитывая, что татарская народная музыка настолько глубока, что, когда ты ее слушаешь, мурашки бегут по телу? Причем все эта история с самоиграйками длилась не год и не два, а десятки лет.

Скорее всего, это и наложило свой отпечаток на восприятие музыки нашими жителями. То есть раз в нашей республике могла зародиться такая эстрада, не только зародиться, но и полюбиться, значит, мы ждали такую музыку, значит, это наш менталитет. Это не плохо, это не хорошо, просто так есть. От этого никуда не деться. Хотя на самом деле это очень странно, ведь Казань себя позиционирует как третья столица России, а Татарстан у нас — ведущий регион, однако в музыкальной сфере мы еще «плаваем».

Может быть, на каком-то этапе нашего творческого пути мы должны были сделать что-то такое, чтобы разбить эту стену, но не смогли стать звездами-первопроходцами. Сейчас есть коллективы, которые пытаются что-то делать в этом направлении, но им тоже чего-то постоянно не хватает. Есть у нас шикарная рок-группа «Медвежий угол», ребята играют этно-рок. Это очень известный коллектив, их знают в Москве, во многих других городах, это тоже по-хорошему честный коллектив, но вот чего-то все равно не хватает.

Кстати, сейчас татарская эстрада поменялась, приобрела действительно достойное звучание. Но самое главное теперь — это живая музыка, и данная музыка близка народу. Вообще, любая музыка, если играть живьем, имеет право на существование, даже пусть это будут три аккорда.

— В общем, Казань — не рок-н-ролльный город...

— Казань — очень музыкальный и творческий город, но не рок-н-ролльный! Хотя рок-н-ролл для всех разный. Если это состояние твоей души, то все равно, в каком городе ты живешь, все прогнется под тебя. Если же рок-н-ролл — не более чем стиль, то нет и темы для обсуждения.

— В связи со всем вышесказанным какой совет вы бы дали молодым исполнителям?

— Главное — научиться чувствовать себя. Если бы кто-то когда-то сказал мне эти слова, может быть, я бы к себе начал относится критичнее и профессиональнее как к музыканту чуть раньше. Ищите себя. И как только вы услышите ту ноту внутри вас, которая поет, то сразу же ее выдавайте. Не упускайте этот момент, учитесь чувствовать себя. Чем раньше поймете свою изюминку, которую надо попробовать, тем раньше сможете вывести ее на большую сцену.

 

 

Справка

Антон Викторович Салакаев — вокал, баян, песни.

Где и когда родился: Чистополь, 24 октября 1975 года. Скорпион.

Где учился: три года рвал меха баяна и год колотил в барабаны в казанской музыкальной школе №16, позже окончил Казанскую академию культуры и искусств.

Работал охранником и педагогом в школе. Увлекается рыбалкой. В свободное время любит послушать Гарика Сукачева, «Вопли Видоплясова» и этническую музыку.

Семейное положение: женат.

Художественный руководитель группы «Волга-Волга» (1992 по 2000 год — «Н.З.»)

Знаковые этапы жизни группы:

2000 — выпуск альбома группы «Н.З.» «Дудки-Выдумки»;

2002 — участие в саундтреке к фильму Алексея Балабанова «Война»;

2003 — подписание контракта с лейблом Gala Records, позже выпуск альбомов «Яйцебород» и «Чак-Чак»;

2004 — участие в саундтреке к сериалу «Дальнобойщики-2»;

2013 — выход в свет знакового, авторского альбома «7 гномов»;

2014 — участие в саундтреке к фильму «Кавказская пленница-2».

За годы существования группой «Н.З.» и ВИА «Волга-Волга» выпущено 6 авторских и 4 кавер-альбома. Коллектив участвовал в официальных трибьютах Майка Науменко и Бориса Гребенщикова.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх