На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Белка Алтайская
    Чушь! Пушкин давно и старательно сам нарывался на очень плохой конец. Меньше надо было гулять по чужим женам и писать...За спиной убийцы ...
  • Александр Чайников
    Я в служил 1991-1993 годы, уже на 2 года призывали, и форма была в порядке. И клапан на брюках, и бушлаты были.Почему на флотски...
  • Александр Чайников
    У них уже есть такая одежда. Ночная. Как раз с клапаном на заднице.Почему на флотски...

«Русские очень красивы, но народ грубый». Что писали про Русь в Средние века

 

 
Источник: инстаграм IronwoodsShop
Источник: инстаграм IronwoodsShop

Венецианский купец Амброджо Контарини несколько месяцев жил в Москве в конце XV века. Он детально описал внешность, быт и привычки москвичей. По мнению венецианца, наши предки были красивыми, богатыми и жили, судя по всему, ничуть не хуже современных россиян.

С начала монгольского нашествия и до конца XV века Россия мало интересовала европейские державы. Причина проста - страна стала вассалом Золотой Орды. Если европейцы и пытались установить дипломатические контакты, то делали это с монголами.

Когда Иван III объединил Земли вокруг Москвы, освободил страну от монголов, принял новый герб - двуглавого орла. И с этого момента в Россию стали приезжать иностранцы: от простых купцов и авантюристов, до серьезных дипломатов.

Самое полное воспоминание о русских тех времен оставил Амброджо Контарини. Этот венецианский аристократ приехал в Россию с важной миссией. Он должен был помочь с вооружением Персии, Польше и России против Турции. Турки сильно беспокоили Папу Римского и он поручил Контарини переговоры с союзными державами.

Амброджо Контарини провел в Москве четыре месяца и уехал в 1477 году. Это период позднего Средневековья, которое, как исторический период, закончилось в 1492 году.

Свои впечатления Контарини записал и выпустил в виде книги «Путешествие в Персию», где кроме Персии много написал про Грузию и Россию. Его мнению можно доверять, венецианец был объективен - так как хвалить или ругать русских у него не было мотива. Итак, что же писал знатный венецианец.

«Русские очень красивы, но народ грубый»

Встретили его очень тепло и кормили на убой. Продуктов в Москве было очень много и кормили и поили вкусно. А это было по меркам европейского аристократа, избалованного яствами!

Внешне русские очень понравились Амброджо Контарини. Красивы здесь, как мужчины, так и женщины. Русских отличают правильные черты лица и стройные фигуры.

Ему очень понравились блюда из пшеницы, орехов и изюма. Амброджо и не уточнил, что за изюм - как вы понимаете, Россия средней полосы не шибко богата виноградом. Скорее всего, речь шла о сушеной черноплодной рябине - ее тогда активно использовали и добавляли во все каши.

Но больше всего Контарини удивило обилие мяса - свинины, говядины, курицы, гуси и утки. Дело в том, что у него на родине мясо ели в основном аристократы. Простолюдины же могли позволить себе мясо только по большим праздникам. В Москве же, пишет Контарини, мясо стоит в 8-10 раз дешевле чем в Европе и позволить его может любой желающий.

А вот дикого мяса было мало, только зайчатина. «Я полагаю, что русские не умеют ловить дичь», - писал Контарини.

 

Из минусов русской кухни он отметил нехватку овощей и фруктов. По сути, на столе было три вида плодов: огурцы, яблоки и орехи. А вот про мучное и сладкое венецианец ничего не пишет - видимо, в те времена такой еды было мало в России.

Вообще, если вы обратите внимание на меню, то оно выглядит, как рацион современного качка. Много мяса, крупы, орехов. Неудивительно, что все русские при таком рационе выглядели красавцами.

Контарини в Москве не скучал - оказалось, что там уже было много итальянцев. В основном, это были строители и архитекторы, которые строили дома для знатных москвичей. Отсюда вывод - русские были богаты не только едой, раз спокойно могли выписать из Европы прекрасных мастеров и заказать дорогие стройматериалы.

Что ужасно - так это дороги! (А кто бы сомневался!?) Ездят тут только когда подмерзает, на санях, пишет Контарини. В остальное время - непролазная грязь, особенно на дорогах между городами.

«Величайшие пьяницы» и бурные ярмарки

«Они величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих», - пишет Контарини. Пьют в России в основном мёд, вина тут нет. При этом мёд с листьями хмеля - вкусный напиток, особенно если он выдержанный, признается Контарини.

А вот после выпивки начинаются драки и часто с печальным исходом. Или соревнования - например, бешеные скачки на конях, которые нередко заканчиваются переломами. Иван III старался следить за оборотом алкоголя и ограничивать употребление мёда, иначе все бы друг друга поубивали.

Но сколько бы венецианец не критиковал русских за пьянство, сам он с удовольствием пил «За здравие!». Традиции, как он назвал ее в книге, «здравицы», он привез и распространил у себя в Европе.

 

Венецианского купца поразили русские ярмарки. Их строили на водоемах, как только они заледенеют. Много места и не холодно, потому что берега защищают от ветра. Но главное, что поразило купца - это обилие товаров. Вкуснейшие яства и мясо тут продаются до конца зимы и не иссякают!

Многие торговцы продавали коров целиком. И делали это не самый благообразным для современного человека способом. Туши ставили на ноги целиком. Но венецианского купца такой способ продажи, почему-то, приводил в бурный восторг!

В целом, стандартный зимний день москвича выглядел так: «Утром они стоят на базарах примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить. После этого времени уже невозможно привлечь их к какому-либо делу».

Забавно подумать, но в целом, жизнь тогдашних москвичей выглядит веселее нашей. У нас в Москве сейчас нужно работать до позднего вечера, потом тащиться домой на метро. А если пить и веселиться, то явно не с полудня - а только поздно вечером и в пятницу.

Закончилось пребывание венецианца в Москве большим пиром. Напоследок ему принесли большую серебряную чашу с мёдом. «Было сказано, что государь приказывает мне осушить ее всю и дарует мне эту чашу», - вспоминает Контарини. Такова традиция, и так в России поступают со всеми полюбившимися иностранцами. Кроме чаши ему подарили дорогую шубу и много меха.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх