Необычный экскурс в историю европейского ювелирного искусства XIX века.
Корни изобретения технологии производства ювелирных украшений из чугуна уходят в основание в 1804 году в Берлине Королевского чугунолитейного завода. Сначала там производили изделия из черных металлов: вазы, канделябры, чаши, бляшки и медальоны, а также более коммерческие изделия - заборы, мосты и садовую мебель.
Первые ювелирные изделия из чугуна - длинные цепочки с литыми звеньями - были произведены в 1806 году.
Немного позже на заводе начали производить ожерелья и колье, состоящие из медальонов.
Производство ювелирных изделий из чугуна достигло своего пика в 1813-1815 годах, когда принцесса Марианна Прусская обратилась ко всем женщинам Пруссии с просьбой отдать свои золотые украшения для финансирования восстания против Наполеона во время Освободительной войны в обмен на брошь или кольцо из железа с надписью "Я отдала золото за железо" (или с надписью «Для благосостояния нашей Родины», или с портретом Фридриха-Вильгельма III Прусского на обороте украшения).
Дамы, сдавшие золото, должны были носить драгоценности из чугуна, чтобы закрепить моду и показать пример патриотизма.
Железное обручальное кольцо с надписью: "Я сдала золото за железо", Берлин, 1813 год.
Пример ювелирных изделий, получаемых женщинами в обмен на золото в поддержку войны против Наполеона, Музей искусств Бирмингема.
Кстати, этот призыв был повторен во время Первой мировой войны. В 1916 году в Германии была предпринята новая попытка привлечь ювелирные изделия для финансирования немецкой армии в Первой мировой войне. Вновь золотые украшения обменивались на чугунные. Однако это предприятие было уже не столь успешным.
Медальон с надписью: «Gold gab ich zur Wehr, Eisen nahm ich zur Ehr» - «Сдал золото военным, беру железо для чести», Берлин, 1916 год.
Но вернемся все-таки в XIX век.
Поначалу ювелирные чугунные украшения были только символом траура и стоили довольно дешево, но в ходе Освободительной войны они стали символом патриотизма и верности и с их очевидной эстетической привлекательностью в одночасье обрели популярность.
С 1810 года начали входить в моду украшения в неоготическом стиле. Стоит отметить, что в сочетании с черным цветом металла они смотрелись более чем органично. По своему назначению это были самые разнообразные украшения.
Колье
Ожерелья
Браслеты
Серьги
Броши
Ювелирные изделия из чугуна имеют вид черного тонкого кружева, но при этом кажутся темными и мрачными. Это объясняется тем, что большинство ювелирных изделий покрывались черным лаком для защиты чугуна от коррозии.
Только редкие экземпляры были украшены золотом, серебром или отполированной сталью.
Зачастую в украшения были включены готические мотивы, а также мотивы эпохи Возрождения и природные элементы, такие как бабочки, трилистники, виноградные листья. Некоторые из украшений ювелиры, подражая классическим украшениям античности, также украшали медальонами или камеями.
Для таких сложных деталей и тонких секционных отливок использовалось чистое железо, в котором содержится до 0,7% фосфора. Это делалось для того, чтобы железо было более жидким в расплавленном состоянии, чем обычно. Хотя этот тип фосфорного чугуна является довольно жестким и хрупким, прочность металла не была основной целью, когда он использовался в ювелирных изделиях.
Чугунные ювелирные изделия были недорогой и модной новинкой для потребителей в Европе и Америке с 1800 по 1860 год. В результате оккупации Берлина французами техника этого виртуозного литья распространилась в Париж, но Германия все-таки продолжала лидировать в его производстве. Однако объемы производства подобных украшений начали снижаться после 1850 года, но их все еще продолжали изготавливать до конца века, даже когда мода на них уже закончилась.
Как было описано выше, ювелирные изделия изначально покрывались черным лаком, но защитный слой со временем рано или поздно истончался и вовсе пропадал, а металл становился уязвимым для разрушительного действия времени и постепенно ржавел.
Поэтому дошедшие до нас берлинские ювелирные изделия из чугуна являются редкими и дорогостоящими. Сейчас эти украшения, как правило, находятся в музеях или частных коллекциях.
P.S.
С близкими по качеству и художественной ценности примерами отечественной продукции предлагаю познакомиться, прочитав вот этот материал из блога
под заголовком
Каслинское художественное литьё
Стоит на моём столе фигурка собаки — каслинская чугунная миниатюра, которая досталась мне от покойного тестя, охотника и любителя собак.
Смотрю я на неё и думаю, по некоторым признакам вполне себе стимпанковская вещь. Судите сами:
а) вещь из давно ушедшей эпохи;
б) литьё с тщательной проработкой мелких деталей (многие мастера стимпанкеры используют эту технологию);
в) ручная работа.
Конечно, корифеи меня поправят — мол и эпоха не викторианская и материал не тот и вообще… Но, тем не менее, тема эта интересна для рассказа. Это часть нашей истории, многие уже не знают, что существовал такой русский народный промысел — каслинское художественное литьё.
В период царствования Петра I центральный и южный Урал, благодаря богатству своих недр и специальному петровскому указу превратился в ведущий центр черной и цветной металлургии России. С 1701 по 1750 годы. на Урале было основано 71 металлургическое предприятие — 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а главное в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны.
История города Касли начинается в 1747 году, с закладки купцом Я.Коробковым родом из Тулы чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере. Здесь, были построены 8 плотин для накопления воды, домна, 16 кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. В 1749 году завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом. Место выбранное для строительства завода и поселка было очень удачным, на так называемой «казанской тропе» — прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур по которой купцы везли товары через Урал.
Через пять лет Коробков продал завод Н.Н. Демидову. Предприятие получило с той поры известность как один из заводов Кыштымского горного округа по выплавке чугуна и изготовлению железа знаменитой в то время марки «Два соболя». При Демидове Каслинский завод был окончательно достроен.
В 1806 году завод перешел к своим последним владельцам, при которых и пережил подлинный взлет и славу. Ими стали купцы Расторгуевы, выкупившие у наследников Демидовых производство со всеми Кыштымскими заводами. 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов.
Именно с деятельностью Г.Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году немецкую технологию литья. В качестве первых образцов использовались немецкие отливки, привезенные Зотовым из Берлина. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий.
Среди продукции Каслинского завода стали появляться первые примеры художественного литья: плиты для церковных и заводских полов, решетки и надгробные плиты из чугуна, в больших количествах отливались казаны, котлы,
рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши. Появляются и первые чугунные статуи для парков, садовая мебель, ограды, лестницы.
1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.
В 1850-1870-е годы появляются первые образцы скульптуры малых форм (небольших фигурок), определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля — четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска.
Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного литья объясняется тремя факторами. Во первых, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали. Во вторых, особым, неповторимым природным качеством каслинских формовочных песков. И в третьих уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый как черный воск, материал.
Художественное и архитектурное литье из чугуна – результат тяжелейшей работы и таланта целого коллектива настоящих мастеров. Это труд не только литейщика — мало отлить по модели изделие. Без работы чеканщика невозможно создать действительно художественное произведение. Отлитые из чугуна изделия будут грубыми заготовками без прикосновения чекана, без декоративной отделки. Чеканка сглаживает поверхность, удаляя ненужные выступы и впадины, а также формирует рельеф изделия, придает четкость деталям, общему контуру.
Формовка тоже большое искусство. С формовки, собственно, и начинается весь непростой процесс создания изделия. Гипсовую или восковую модель заформовывают в песчано-глиняную смесь в опоке с литником. Если скульптура сложной формы, то ее собирают из нескольких опок. Сложность формовки состоит в том, чтобы многофигурную поверхность модели с выступами и углублениями разделить на возможно меньшее количество частей формовки — от этого во многом зависит качество изделия. Многофигурную композицию или сложный архитектурный элемент отливают частями, а затем компонуют в группу. Полную законченность изделию дает его окраска. Идеальная окраска тонкое искусство, готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта (голландская сажа).
В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М.Д. Канаев, Н.Р. Бах, К.А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря их стараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей. Каслинцы отливали в чугуне лучшие работы российских скульпторов: П.К. Клодта, Е.А. Лансере, А.Л. Обера, Н.И. Либериха и др., а так же многих зарубежных авторов. При заводе была создана заводская художественная школа, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. Выпускники школы своими талантливыми работами подняли ремесло до уровня искусства.
Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме. Самую большую известность и громкую славу Каслинскому чугунолитейному и железоделательному заводу принесла победа на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Тогда продукция завода, экспонировавшаяся в уникальном по красоте и исполнению чугунном павильоне и была удостоена Большой золотой медали «Гран-при».
Чугунный павильон в византийском стиле (обратите внимание, стимпанкеры), поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения состоял из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена (см. на фото).
Фрагмент павильона;
Украшала вход в павильон скульптура Н.А. Лаверецкого «Россия», изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе.
Среди многочисленных высоких гостей, Каслинский павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон за баснословную по тем временам цену — за два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий заводами Кыштымского горного округа П. М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Лаверецкого. Торг был долгим, а ответ один: ««Россия» не продается!» Эта фраза, сказанная французскому президенту, стала крылатым выражением.
Сейчас увеличенная скульптура «Россия» стоит в Кремле — официальной резиденции Президента РФ.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ века, представляет большой интерес для антикваров.
1/02/15
Свежие комментарии