На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Белка Алтайская
    Чушь! Пушкин давно и старательно сам нарывался на очень плохой конец. Меньше надо было гулять по чужим женам и писать...За спиной убийцы ...
  • Александр Чайников
    Я в служил 1991-1993 годы, уже на 2 года призывали, и форма была в порядке. И клапан на брюках, и бушлаты были.Почему на флотски...
  • Александр Чайников
    У них уже есть такая одежда. Ночная. Как раз с клапаном на заднице.Почему на флотски...

Там по-прежнему стоит Марьин утёс и "тени исчезают в полдень". Где и как снималась эпическая картина?

Те самые знаменитые места, где тени исчезают в полдень, расположены на Урале, неподалёку от Свердловска. Здесь же находится и самое символическое место съёмок – Марьин утёс, который хранит много таинственных легенд и преданий.

Марьин утёс

Эта скала всегда называлась Аликаев камень.

Но старые предания о ней ушли в прошлое, и легендой стала история съёмок в этих краях эпической картины.
Но старые предания о ней ушли в прошлое, и легендой стала история съёмок в этих краях эпической картины.

И скала получила второе название - Марьин утёс, потому что здесь погибла красавица-партизанка Марья, а любящий её Анисим посадил в память о ней берёзку. Только и она не выжила – засохла и упала со скалы в реку.

Живописные места посёлков Сарана, Саргая и деревни Петуховка стали местом обитания героев народной эпопеи о жизни сибирского села.

Страна как большая деревня

В начале 70-х сюжет этого многосерийного телефильма вошёл в жизнь каждой советской семьи. Его герои воспринимались не как актёры, а как обычные мужики и бабы села Зелёный дол. В простом и правдивом повествовании – без лишней бравурности, присущей советским фильмам о жизни колхозников, и без чрезмерной трагедийности – зритель увидел настоящую жизнь народа в переломные времена.

Через жизни обитателей сибирского села прошли события Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации, грозных лет Великой Отечественной...

Как и через каждую семью большой страны.
Как и через каждую семью большой страны.

События разворачиваются на фоне основной сюжетной канвы: богатые наследники местных капиталистов Константин Жуков, Серафима Клычкова и их друг Тарас-Купи-продай затаились под чужими именами в сибирской глуши, чтобы пересидеть лихие времена, по возможности вредя советской власти. Но новая власть не сдаёт своих позиций, в стране идёт строительство новой жизни. И даже дети хозяев старой жизни - Фёдор и Варя - вырастают с новыми понятиями и ценностями.

Возможные прототипы

Поиск актёров

Начав в 1970-м подбор актёров на главные роли в фильме по роману Анатолия Иванова, режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский старались найти неизвестных - без экранного шлейфа популярных образов, - но талантливых актёров, внешне напоминавших деревенских жителей.

Всего в картине было задействовано 85 артистов.
Всего в картине было задействовано 85 артистов.

Трудней всего обстояли дела с выбором актёра на роль председателя колхоза Захара Большакова. Нужен был идеальный советский гражданин. Но в итоге роль сыграл потомственный дворянин, бывший заключённый Пётр Вельяминов.

Режиссёры нашли его в театре Свердловска, где Пётр в этот день заменял заболевшего коллегу. Актёрского образования у него не было, но было 9 лет лагерей, в которые он попал первый раз ещё 16-летним юнцом. Там и увлёкся театром. О кино не смел и мечтать: неблагонадёжного гражданина никто не стал бы приглашать на роль.

А вот Усков и Краснопольский именно в нём увидели своего главного героя и на категорические запреты руководства дали обещание за свой счёт переснять все кадры с другим актёром, если этот будет неверно трактовать образ. Так провинциальный 45-летний актёр-любитель вошёл в большое кино и сразу снискал себе любовь всех советских зрителей.

А после выхода фильма Вельяминову стали приходить письма с надписью на конверте: "Председателю колхоза Захару Большакову".
А после выхода фильма Вельяминову стали приходить письма с надписью на конверте: "Председателю колхоза Захару Большакову".

Александра Завьялова тоже была на тот момент в кинематографе персоной нежелательной, несмотря на популярность в 60-е. Виной всему стал роман актрисы с американским предпринимателем, с которым она хотела связать свою судьбу, а в итоге получила ярлык неблагонадёжности и статус невостребованности.

И только Усков с Краснопольским пошли на риск и дали Завьяловой роль набожной Пистимеи. И она за три года прожила со своей героиней промежуток времени с 17 до 70 лет, оставаясь верной образу на протяжении всего человеческого века.

А роль Ильи Юргина по прозвищу Купи-продай, которую сыграл Борис Новиков, в процессе работы над фильмом разрослась от трёх фраз до полноценного образа. "Эх, загремим под фанфары!" - этой фразой в 70-е козырял каждый. Актёр сыграл в кино 160 ролей! Правда, в конце жизни его ждали сложные испытания: тяжёлая болезнь сына и утешение в алкоголе.

Потом полная нищета и забвение.
Потом полная нищета и забвение.
Но для многих артистов участие в телефильме стало путёвкой в актёрскую жизнь.
Но для многих артистов участие в телефильме стало путёвкой в актёрскую жизнь.

Элеонору Шашкову не сразу утвердили на роль: такая белолицая девушка никак не походила на колхозницу. А ещё во время съёмок её пригласили в киноленту "Семнадцать мгновений весны", где актрисе надо было сыграть жену Штирлица. При этом режиссёр Татьяна Лиознова потребовала от актрисы обрезать её шикарную косу.

Пришлось красавице-крестянке Стеше до конца фильма ходить в косынке.
Пришлось красавице-крестянке Стеше до конца фильма ходить в косынке.

Память сердца

Песню "Гляжу в озёра синие" специально для фильма написал композитор Леонид Афанасьев. В картине её исполнила Екатерина Шаврина. Причём так, что песня надолго стала не только визитной карточкой фильма, но и неофициальным гимном России.

Сейчас в тех местах ничего не осталось: ни жителей, ни домов. Лишь по-прежнему неспешно течёт река Сарана да зеленеет вдоль её берегов живописная долина, окруженная невысокими горами. И возвышается утёс - как памятник красивой и гордой Марье, всей народной эпопее, родившейся в этих местах, и вечной России.

А через несколько лет после премьеры картины братья-режиссёры вновь отправились на живописные уральские земли, чтобы начать съёмки другого эпического полотна - картины "Вечный зов", может быть, даже не предполагая, что их киноленты станут лучшими творениями советского кинематографа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх