На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Белка Алтайская
    Чушь! Пушкин давно и старательно сам нарывался на очень плохой конец. Меньше надо было гулять по чужим женам и писать...За спиной убийцы ...
  • Александр Чайников
    Я в служил 1991-1993 годы, уже на 2 года призывали, и форма была в порядке. И клапан на брюках, и бушлаты были.Почему на флотски...
  • Александр Чайников
    У них уже есть такая одежда. Ночная. Как раз с клапаном на заднице.Почему на флотски...

Время - советское

К столетию Октябрьской революции музеи предсказуемо готовят тематические выставки. Одна из текущих выставок Русского музея носит название "Дети Страны Советов" - тема детства в художественном творчестве советского периода. К книгам она прямого отношения не имеет, но многие представленные работы принадлежат художникам, хорошо знакомым нам по книжной иллюстрации.

Вера Назина_На ручки!_1961.JPG

Выставка находится не в основном корпусе Русского музея, а в Мраморном дворце. Параллельно там же проходит выставка революционного плаката. Тоже много знакомых имен. Вот, например, блестящая, хрестоматийная игра с формой Владимира Лебедева:

Лебедев_1920-21.JPG

Лебедев_1920.jpg




А вот плакат Николая Кочергина с утрированным образом Врангеля, предтечей будущих злодеев в сказочных иллюстрациях.

Кочергин_Врангель идет_1920.JPG




Бескомпромиссные красный, черный и золотой цвета взрослого нового мира по-своему дополняют и оттеняют экспозицию, посвященную детству. Пожалуй, общее впечатление, которое она оставляет - умиротворенность, уют. Там тоже, разумеется, присутствуют агитплакаты, но интонацию у них несколько иная.

Решительные младенцы, требующие от родителей соблюдения норм гигиены, сейчас, наверное, вызовут улыбки. Социальная реклама на марше.

Алексей Комаров_1920-е.JPG

Алексей Комаров_плакат_деталь.JPG

Алексей Комаров (?) "Всем вам, бабы, надо знать, как ребенка воспитать!", 1920-е




Юный ленинец с плаката Владимира Изенберга (1924) обескураживающе смахивает на скаута: высокие ботинки, гольфы, панама, похожая на пробковый шлем. Помните недавнее обсуждение такого "шлема" из "Зеленого попугая"? В таких же шлемах-панамах маршируют дружные ряды босоногих юных ленинцев на плакате Владимира Конашевича (1925), но костюмчики на них уже попривычнее.

Владимир Изенберг_Юные ленинцы - дети Ильича_1924.JPG Владимир Конашевич_Мы юные ленинцы_1925.JPG

А вскинувший кулачок малыш Беатрисы Сандомирской и вовсе похож на архаичного божка.

Сандомирская_Всегда готов_1929_1.JPG Сандомирская_Всегда готов_1929_2.JPG

Б.Сандомирская "Всегда готов!", 1929





Василий Сварог (1923) и Александр Дейнека (1930):

Василий Сварог_1923.JPG Дейнека_1930.JPG

У Дейнеки лица детей отрешенно-спокойные, как на иконах. И на картине Марии Гранавцевой (1929-30), иллюстрирующем известную песню о барабанщике, троица в светлых одеждах словно возносит в небеса маленькую жертву.

Мария Гранавцева_Пионерская песня о барабанщике (Поэма о пионере)_1929-30.JPG




Алексей Пахомов, вспоминая о работе над панно "Хоровод детей всех наций" для Дворца культуры им.Первой пятилетки, прямо говорит о сознательном использовании приемов религиозной живописи:
"...Я пытался представить себе, как должно было быть велико впечатление у верующего крестьянина, когда он входил, сняв шапку, в торжественный высокий храм, где при мерцающем золотом свете многочисленных свечей его окружали нарядные стены, точно коврами покрытые живописью. И среди этого цветистого узорного великолепия он, всматриваясь, различал суровые и благочестивые лики людей праведной жизни или же трогательную историю Христа, которого земные владыки преследовали со дня рождения и, наконец, распяли за его проповедь справедливости.
Mне думалось, что раз такое количество церквей, и с таким впечатляющим воздействием на души людей возможно было раньше при царях, при большой бедности и всеобщем упадке религиозности, то сколько же домов и дворцов культуры, насыщенных пафосом и красотой нового искусства, может построить победивший народ, взявший в свои руки все богатства страны и воодушевленный идеологией, впитавшей в себя все самое хорошее, о чем мечтали лучшие люди человечества.
<...>
Я считал, что не только древнерусская живопись и искусство Раннего Возрождения, но даже «Страшный суд» Микельанджело, в сущности, большой красивый ковер и что потолок Сикстинской капеллы опять-таки, несмотря на объемность фигур, в целом выглядит как архитектурный красивый узор. И эта узорность, орнаментальность живописи не только не мешают восприятию заложенных в живописи идей, мыслей и образов, а, наоборот, идея входит в душу зрителя не в виде навязчивого поучения, а через доставляющее удовольствие и наслаждение созерцание красивого, музыкального узора. Вот те соображения, которые руководили мной при разработке росписи «Хоровод детей всех наций», предназначенной для зала игр в детском секторе Дворца культуры."
(А.Пахомов "Про свою работу")

Пахомов_Панно_1.JPG

Пахомов_Панно_2.JPG

Эскизы панно "Хоровод детей всех наций". Само панно не сохранилось. Здание ДК было сильно перестроено, роспись Пахомова уничтожена.


Зато у другой его работы судьба сложилась гораздо удачнее. В 1939 году вышла книжка Николая Григорьева "Мальчик с противогазом" с рисунками Пахомова. В ней рассказывалось о семилетнем Пете Овчаркине, который научился "за пять секунд" одевать противогаз, а во время учебной "воздушной тревоги" спас не только себя, но и лошадь. Иллюстрации получилось очень выразительным, и художник по одному из рисунков сделал гипсовую модель:
"Однажды мне довелось быть на фарфором заводе им. Ломоносова. Художник Наталья Данько, показывая мне все стадии изготовления фарфоровой скульптуры, между прочим, предложила вылепить для завода какого-нибудь из моих рисованых ребятишек. В то время я работал над рисунками к книге Н. Григорьева "Мальчик с противогазом". Предложение Данько мне понравилось, и я решил вылепить героя этой книжки." (А.Пахомов "Про свою работу")

Пахомов_Мальчик с противогазом_илл.jpg

Григорьев_Мальчик с противогазом_1939.jpg Пахомов_Мальчик с противогазом.JPG



Еще один книжный герой - "Буденыш" Анны Крыжановской. Рассказ Льва Кассиля с тем же названием о встрече детсадовцев с товарищем Буденным вышел в 1935г. и сразу был экранизирован. Фигурка Анны Крыжановской появилась три года спустя, в 1938.

Анна Крыжановская_Буденыш_1938.JPG

Буденыши.jpg

На самом деле скульптура мальчика верхом на деревянной лошадке не имеет отношения к пропаганде: это одна из детских фигур, созданных Крыжановской для оформления территории Педиатрического медицинского института. Сохранились только гипсовые модели: "Мальчик с котенком", "Девочка с игрушечным мишкой", "Девочка с грузовичком".

Анна Крыжановская_фигуры для Педиатрического мединститута_1935-38.JPG

Анна Крыжановская_Мальчик с котенком_1938.JPG





Забавная фигурка Льва Сморгона "Влас Прогулкин" (1958) - отсылка к сатирическому стихотворению Маяковского "История Власа, лентяя и лоботряса", впервые опубликованному в журнале "Пионер" в 1927г.

Лев Сморгон_Влас Прогулкин_1956.JPG


Пионер_N1, 1927_Влас_первая публикация.jpg


Кстати, вы знали, что знаменитый сталинградский фонтан "Танцующие дети" на самом деле - иллюстрация к "Бармалею" Чуковского? Я, к стыду своему, - нет. Композиция Ромуальда Иодко изображает финал стихотворения, когда злобный Бармалей был проглочен крокодилом:

Рада, рада, рада, рада детвора, Заплясала, заиграла у костра: „Ты нас, Ты нас От смерти спас, Ты нас освободил. Ты в добрый час Увидел нас, О добрый Крокодил!“ 



И ведь крокодил отчетливо виден на фотографии! Он сохранился гораздо лучше окружающих зданий. Но видишь только развалины.

Но вернемся к выставке.



Разумеется, есть на экспозиции "встречи с вождями". На картине Елизаветы Кругликовой (1930) детсадовцы в одинаковых халатиках встречаются на прогулке с товарищем Кировым. Помнится, в сообществе не раз эти халатики обсуждали: "Поступили в детский сад Петя и Сережа. Пете новенький халат выдали в прихожей...". В послевоенных книгах эта детская "спецодежда" еще встречается, но к 60-м, видимо, окончательно ушла из обихода.

Елизавета Кругликова_Киров с детьми_1930.JPG




Литография Александры Якобсон "Подарок Сталину" (1949):

Дядя Сталин курит трубку, А кисета, может, нет. Я сошью ему на память Замечательный кисет. Дорогой товарищ Сталин, Как закуришь, вспоминай, От Анюты Ивановой Из колхоза "Красный май". 



Александра Якобсон_Подарок Сталину.JPG

А вот и сам "лучший друг детей":

Надежда Крандиевская_Молодежь - наше будущее, наша надежда_1947.JPG

Надежда Крандиевская "Молодежь - наше будущее, наша надежда", 1947




Идеологический заряд уравновешен на выставке теплыми образами "просто детства", без всякой политизированности.

Пахомов_Спор во ржи_1929.JPG

А.Пахомов "Спор во ржи", 1929



Иван Рерберг_Игра_1930.JPG

И.Рерберг "Игра", 1930



Павел Кондратьев_Детский сад в деревне_1930.JPG

П.Кондратьев "Детский сад в деревне", 1930



Софья Закликовская_Портрет дочери_1935.JPG

С.Закликовская "Портрет дочери", 1935



Маврина_Кегли_1937.JPG

Т.Маврина "Кегли", 1937



Евгения Эвенбах_Дойка оленя_1935.JPG Евгения Эвенбах_С уловом_1939.JPG

Маленькие жители Дальнего Востока Евгении Эвенбах, 1935,



Вера Ермолаева_Мальчик с книгой_1933-34.JPG Ксения Клементьева_За чтением_1941.JPG

и маленькие читатели Веры Ермолаевой (1933-34) и Ксении Клементьевой (1941)



Ольга Богаевская _Гости.День рождения_1960.jpg

Чинные гости на дне рождения кисти Ольги Богаевской, 1960



Виктор Голявкин_Дети играют в песке_1989.JPG

Резвящаяся в песочнице малышня Виктора Голявкина (1989)



Эммануил Евзерихин_Детсад_1939.JPG

и веселые "зайцы" Эммануила Евзерихина (1939), неизменные участники детсадовских праздников.



Даже лупоглазые деревянные фигурки юных пионеров неизвестного автора выглядят простодушно и по-домашнему.

Неизвестный автор_Пионеры_1930-40.JPG

Модные увлечения:

Самуил Адливанкин_Состязание юных моделистов_1931.JPG Лидия Тимошенко_девочка-планеристка_1931

юные планеристы Адливанкина (1931) и Тимошенко (1931)



Пахомов_Юные натуралисты_1934.JPG Пахомов_Юная натуралистка_1935–1937.jpeg


Пахомов_Озеленители_1930.JPG

и юные натуралисты Пахомова (1930-e)



Пахомова на выставке, наверное, больше всего. Есть ряд работ военного времени, известных и не очень.

Пахомов_1941.JPG


Пахомов_В детдоме_1942.JPG

"Я решил навестить знакомый мне детский сад. Войдя в здание, я сначала подумал, что детский сад эвакуирован: не слышно было обычного детского шума, мертвая тишина, и в комнатах мороз и иней. Оказалось, что все дети – и младшие, и средние, и старшие, и даже школьники – жили в единственной обитаемой комнате, в большом зале, где раньше, до войны, были музыкальные занятия, устраивались интересные праздничные игры и спектакли. В зале было темно. Был день, а окна были завешены темными шторами и забиты фанерой, стекла были выбиты взрывной волной. Тесно стояли кроватки, одна возле другой, а ребята сгрудились вокруг железной печурки, труба которой была выведена в форточку. При свете коптилки воспитательница читала книгу. Не все ребята слушали, но все сидели смирно, не было обычной непоседливости и озорства. Я был тут раньше своим человеком, я пристроился и стал рисовать ребят при свете печурки. Вскоре на основе этих рисунков я сделал эстамп «Детсад в 1941 году». Это был один из первых (кажется, именно первый) эстамп будущей серии «Ленинград в дни блокады». (А.Пахомов "Про свою работу")

Пахомов_из серии &apos;В детдоме&apos;_1942.JPG




Знаменитый "Василий Васильевич", рассказ о котором выкладывали в сообществе:

Пахомов_1944.JPG

"Композицию «Для фронта» («Василий Васильевич») я рисовал на месте, в цеху, у станка, и Василий Васильевич мне специально не позировал, он работал, и я работал."






С рисунками Пахомова контрастирует маленькая сценка Георгия Фитингофа "Ленинград. После обстрела" (1942), с девочками, беззаботно играющими в мяч у выщербленной осколками стены.

Георгий Фитингоф_Ленинград. После обстрела_1942.JPG

"Нам в сорок третьем выдали медали. И только в сорок пятом - паспорта":

Варвара Раевская-Рутковская_Награжденный медалью_1945.JPG

Варвара Раевская-Рутковская "Награжденный медалью", 1945



Владимир Цигаль_Юный десантник_1948

Владимир Цигаль "Юный десантник", 1948





В послевоенных работах детство - пора ностальгически светлая и радостная. Даже строгая формальность "Торжественного обещания" нарушается шаловливым малышом на заднем плане:

Пахомов_Торжественное обещание_1947.JPG

Пахомов_Торжественное обещание_1947_деталь.JPG

Пахомов "Торжественное обещание", 1947



Пахомов_Лыжники.JPG Пахомов_С прогулки.JPG

Пахомов "Лыжники", "С прогулки", 1958



Виталий Тюленев_На плоту_1972.JPG

Виталий Тюленев "На плоту", 1972



Евсей Моисеенко_На реке_1975.jpg

Евсей Моисеенко "На реке", 1975

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх