По «Описи движимости», поступившей в Серпуховской музей вместе с экспонатами из "Отрады", числился сервиз из зеленого стекла.
В 19 веке изделия из стекла производили либо на частных заводах, либо на Императорском стекольном заводе Санкт-Петербурга, на котором лучшие мастера по проектам известных художников выполняли похожие заказы.
Посуда Императорского стекольного завода
Сравнивая продукцию ИСЗ и серпуховского сервиза музейные работники пришли к выводу, что отрадинский сервиз выполнен не в России.
Во-первых, ИСЗ в основном обслуживал запросы императорской семьи, а, во-вторых, серпуховский сервиз очень отличается от его продукции и своим более ярким оттенком зеленого стекла, и более сочной палитрой росписи, которая явно тяготеет к готическому стилю. Сотрудники музея установили, что изготовлен он был из химически окрашенного зеленого стекла, какое производили в Богемии, добавляя окислы меди и железа. И делали такие «гербовые» сервизы только на заказ, в честь особо важных событий в жизни человека…
Что же за событие произошло в жизни графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова, которое заставило его сделать такой заказ? Оказывается, сервиз был изготовлен к сорокалетию супружеской жизни и поэтому на нем изображены два герба: его и жены, Ольги Ивановны Барятинской, которые служили символами соединения двух знаменитых родов. Но кроме двух гербов, предметы сервиза украшают и уже упомянутые девизы: «Стойкость и постоянство» и «Бог и честь». Известно также, что этот брак Орловых — Давыдовых был счастливым и многодетным.
Сервиз отличается разнообразием посудных форм: бокалы для вина, креманки, графин в виде средневекового кувшина, хумпен — высокий стакан для пива, а также рюмки большие и маленькие, чашки полоскательные — всего 75 единиц. Хотя из той же «описи движимости» 1872 года (а они ежегодно составлялись в Отраде экономкой или управляющим), следует, что первоначально он состоял из 229 предметов и был рассчитан на 24 персоны. Но стеклу, как известно, свойственно биться…
Историей этого сервиза в музее занималась Татьяна Михайловна Графина, которая долгое время была хранителем коллекции музейной посуды. Благодаря ее трудам мы сегодня можем так уверенно говорить и о художественных особенностях отдельных сервизов, об истории их изготовления, и о том, как они попали в музей.
Автор Галина Строева
Свежие комментарии